Аналитическая информация

Методика оценки результативности программ дистанционного взаимодействия образовательной организации и семей воспитанников 
в рамках проекта «Портал просвещения родителей «ЯКоРь» (Я - Компетентный Родитель)

Основная идея проекта

     Разработка и реализация данного проекта продиктована актуальностью проблемы оказания помощи родителям дошкольников.
Разработанная в ходе опытно-экспериментальной работы комплексная программа дистанционного взаимодействия дошкольной организации      и семей воспитанников, расположенная на образовательно-коммуникативном портале для родителей «ЯКоРь» (Я- Компетентный Родитель), включает в себя мониторинг изучения потребностей и запросов современной семьи, разработанные на основе мониторинговых результатов вариативные модульные подпрограммы сопровождения современной семьи, включая программы сопровождения семьи в процессе перехода ребенка на следующую ступень общего образования «Я иду в школу»; методические рекомендации по сопровождению семей,
в том числе семей с детьми ОВЗ в условиях виртуального образовательного пространства с использованием современного потенциала дистанционного взаимодействия с родителями.

     Под сопровождением семьи мы понимаем феномен, включающий адаптацию и самоидентификацию семьи в области воспитания и развития ребенка. Адаптация здесь рассматривается как процесс взаимодействия между педагогами и семьей, в ходе которого осуществляется повышение педагогической культуры родителей, а самоидентификация как отождествление себя со статусом «ответственного родительства».

Нормативное и теоретическое обоснование программы дистанционного взаимодействия образовательной организации и семей воспитанников

    В Национальном проекте «Образование», федеральном проекте «Поддержка семей, имеющих детей» на 2019-2024 годы, заложены показатели, направленные на создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования
и воспитания, где особый акцент сделан на:

- образовательную поддержку семей, имеющих детей в возрасте до трех лет путем предоставления в 2024 году не менее 20 млн. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;

- психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными возможностями и особыми возможностями здоровья.

    Среди поставленных задач проекта особое внимание уделяется созданию информационных просветительских порталов для родителей
и центров оказания информационной, методической, психолого-педагогической и консультационной помощи семьям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста.

    Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет, что одним из приоритетных направлений государственной политики является «признание определяющей роли семьи, соблюдение прав родителей, кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных организаций) с целью совершенствования содержания
и условий воспитания подрастающего поколения России» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р). В документе подчеркивается необходимость создания в образовательных организациях условий для расширения возможности участия семьи
в воспитательной деятельности, условий для просвещения и консультирования родителей по вопросам семейного воспитания, активного участия родителей в обсуждении вопросов воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, активизация лучших семейных воспитательных практик, практик организации семейного досуга. Ключевой идеей документа становится важность родительного просвещения и повышения педагогической компетентности родителей в области семейного воспитания и развития

     В Федеральном проекте «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» (Куратор Т.А. Голикова, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации) акцент ставится не только на увеличение количества мест в детских садах для дошкольников раннего возраста и детей с ОВЗ, но и на консультирование и сопровождение родителей
в вопросах воспитания и развития детей в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Приоритет ставится на сохранение идеи «ответственного родительства».

    В соответствии с ФГОС ДО, требования к результатам освоения программ дошкольного образования и, соответственно, качеству подготовки обучающихся, представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В последние годы особое внимание уделяется исследованию удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством условий оказания образовательных услуг
в дошкольных образовательных учреждениях.

    Воспитание и развитие ребенка с особыми потребностями, с ограниченными возможностями здоровья в большей степени осуществляется, безусловно, в семье. На становление личности ребенка оказывают влияние различные факторы, среди которых и характер детско-родительских отношений, и особенности самих родителей, в том числе - степень принятия ими особенностей своего ребенка,
и уровень педагогической культуры родителей. Сегодня в педагогической науке вопросам влияния семьи на развитие и становление ребенка с ограниченными возможностями здоровья посвящены многие исследования (Л.Н. Галигузова, С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева, В.В. Ткачева и мн. др.). Минимизация риска возникновения вторичных отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья на фоне родительской гиперопеки, или, напротив, недостаточного внимания к проблемам ребенка, зависит от организации и реализации целенаправленного и адресного сопровождения семей. Очевидно, что успешность процесса социализации, развития и образования ребёнка
с ограниченными возможностями здоровья зависит от степени включенности родителей в процессы воспитания и обучения ребенка, от их психолого-педагогической подготовки силами специалистов. Специалисты по социальной работе, специальной педагогике подчеркивают самоценность семьи как социализирующего, развивающего ребенка с ОВЗ, механизма. Семья как основной институт социализации имеет значительный потенциал для социализации, реабилитации и развития ребёнка с особыми потребностями. Семейное окружение, семейные правила, традиции, семейный уклад быта, культуры, общения и т.д. способствуют социализации ребенка с ОВЗ при условии включения ребенка в систему семейного взаимодействия.

Критерии и показатели оценки результативности программ дистанционного взаимодействия образовательной организации и семей воспитанников

Критерии

Показатели

Индикаторы

Способ оценивания

1

Содержательный

Качество содержания материалов программы

Научная объективность / соответствие конкретному запросу родителей / актуальность содержания материала потребности родителей

Экспертная оценка

Оформление материалов

Красочность, иллюстративность, грамотность, разнообразие форматов, читаемость текстов

Доступность и разнообразие материалов

Понятный и доступный язык материалов / понятность (раскрытие) терминов / разные форматы (текст, видео. аудио, вебинар, консультация

Информативность

Имеются гиперссылки / Имеются рекомендуемые источники для самостоятельной проработки / Достаточность информации / Достоверность и надежность информации

2

Навигационная работоспособность портала

Оперативность

Скорость поиска нужной информации / возможность хэштега / обновление информации

Опрос пользователей, аналитика портала

Удобность использования

Претензии со стороны родителей педагогов / предложения по совершенствованию сайта / возможность технической поддержки / удобность навигации

Наполняемость сайта в соответствии с запросами

Число запросов от родителей растет / не растет / не меняется /

Вариативность запросов от родителей / Оперативность реагирования на запросы

Учет обратной связи

Частота обращений к сайту растет /снижается/ не меняется / Оперативность реагирования на обращения

3

Удовлетворенность родителей (законных представителей)

Отзывы родителей

Положительные (отрицательные) отзывы /

Эмоциональное отношение к продукту / Материалы вызывают интерес

Анкетирование родителей

Учет потребности

Соответствие материалов запросам родителей / На каждый возникающий вопрос на сайте можно найти ответ / Возможность узнать новое / Наличие оперативной связи

Разрешение проблемы/ ответа на волнующий вопрос

Число вопросов растет по мере изучения сайта / снижается / На сайте исчерпывающая информация по разным направлениям / На каждый вопрос можно получить индивидуальную консультацию

Наличие обратной связи

Частота обращений растет / снижается / не меняется / Оперативность реагирования на обращения

4

Удовлетворенность педагогов

Решение профессиональных задач взаимодействия с семьей

Сайт помогает решать профессиональные задачи по взаимодействию с семьей / Сайт помогает найти решение профессиональной задаче / Сайт повышает компетентность самих педагогов /

Анкетирование (опрос) педагогов

Частота возникновения вопросов от родителей

Работа сайта снизила число вопросов от родителей / увеличила / Вопросы от родителей стал разнообразнее / Дистанционное взаимодействие дает возможность группировать вопросы и ответы

Развитие педагогической компетентности родителей

Сайт повышает педагогическую компетентность родителей / Сайт повышает педагогические знания родителей / Сайт обеспечивает желание самостоятельного развития родителям

Увеличение нагрузки и временных затрат педагога

Работа с сайтом увеличила нагрузку / Работа с сайтом увеличила нагрузку и временные затраты только на начальном этапе наполнения / Работа с сайтом снизила нагрузку по взаимодействию с родителями

 

Опрос экспертов

   Уважаемые эксперты, просим оценить продукты экспериментально-исследовательского проекта ««Проектирование новых форматов сопровождения родителей воспитанников в дошкольных образовательных организациях»

   Вам необходимо по каждому индикатору поставить соответствующий бал от 1 до 3.

Показатель

Индикатор

Экспертная оценка / баллы

1

2

3

Качество содержания материалов программы на портале

Научная объективность

     

Соответствие конкретному запросу родителей

     

Актуальность содержания материала потребности родителей

     

Оформление материалов

Красочность

     

Иллюстративность

     

Читаемость текстов

     

Грамотность текстов

     

Разнообразие информационных форматов

     

Доступность и разнообразие материалов

Понятный и доступный язык материалов

     

Понятность (раскрытие) специальных терминов

     

Разные форматы (текст, видео. аудио, вебинар, консультация, др.).

     

Информативность ресурсов

Имеются гиперссылки

     

Имеются рекомендуемые источники для самостоятельной проработки

     

Достаточность информации

     

Достоверность и надежность информации

     

 

Опрос родителей и педагогов – пользователей ресурса

   Уважаемые эксперты, просим оценить продукты экспериментально-исследовательского проекта ««Проектирование новых форматов сопровождения родителей воспитанников в дошкольных образовательных организациях»

   Вам необходимо по каждому индикатору поставить соответствующий бал от 1 до 3.

Показатель

Индикатор

Экспертная оценка / баллы

1

2

3

Оперативность

Скорость поиска нужной информации

     

Возможность хэштега

     

Обновление информации

     

Удобность использования

Претензии со стороны родителей педагогов

     

Предложения по совершенствованию сайта

     

Возможность технической поддержки

     

Удобность навигации

     

Наполняемость в соответствии с запросами

Число запросов растет

     

Число запросов не растет

     

Вариативность запросов

     

Оперативность реагирования

     

Учет обратной связи

Частота обращений родителей к сайту растет

     

Частота обращений родителей к сайту снижается

     

Частота обращений родителей к сайту не меняется

     

Оперативность реагирования на обращения

     

 

Опрос родителей - пользователей ресурса

   Уважаемые родители, просим оценить продукты экспериментально-исследовательского проекта ««Проектирование новых форматов сопровождения родителей воспитанников в дошкольных образовательных организациях»

   Вам необходимо по каждому индикатору поставить соответствующий бал от 1 до 3.

Показатель

Индикатор

Экспертная оценка / баллы

1

2

3

Отзывы родителей

Положительные отзывы

Эмоциональное отношение к продукту

     

Отрицательные отзывы.

     

Эмоциональное отношение к продукту (нравится)

     

Материалы вызывают интерес

     

Учет потребности

Соответствие материалов запросам родителей

     

На каждый возникающий вопрос на сайте можно найти ответ

     

Возможность узнать новое

     

Наличие оперативной связи

     

Разрешение проблемы/ ответа на волнующий вопрос

Число вопросов растет по мере изучения сайта

     

Число запросов снижается по мере изучения сайта

     

На сайте исчерпывающая информация по разным направлениям

     

На каждый вопрос можно получить индивидуальную консультацию

     

Наличие обратной связи

Частота обращений родителей к сайту растет

     

Частота обращений родителей к сайту снижается

     

Частота обращений родителей к сайту не меняется

     

Оперативность реагирования на обращения

     

 

Опрос педагогов- пользователей ресурса

   Уважаемые педагоги, просим оценить продукты экспериментально-исследовательского проекта ««Проектирование новых форматов сопровождения родителей воспитанников в дошкольных образовательных организациях»

  

 Вам необходимо по каждому индикатору поставить соответствующий бал от 1 до 3.

Показатель

Индикатор

Экспертная оценка / баллы

1

2

3

Решение профессиональных задач взаимодействия с семьей

Сайт помогает решать профессиональные задачи по взаимодействию с семьей

     

Сайт помогает найти решение профессиональной задаче

     

Сайт повышает компетентность самих педагогов

     
     

Частота возникновения вопросов от родителей

Работа сайта снизила число вопросов от родителей

     

Работа сайта увеличила число вопросов от родителей

     

Вопросы от родителей стал разнообразнее

     

Дистанционное взаимодействие дает возможность группировать вопросы и ответы

     

Развитие педагогической компетентности родителей

Сайт повышает педагогическую компетентность родителей

     

Сайт повышает педагогические знания родителей

     

Сайт обеспечивает желание самостоятельного развития родителям

     

Увеличение нагрузки и временных затрат педагога

Работа с сайтом увеличила нагрузку

     

Работа с сайтом увеличила нагрузку и временные затраты только на начальном этапе наполнения

     

Работа с сайтом снизила нагрузку по взаимодействию с родителями

     

 

Отзывы родителей (законных представителей)- ознакомиться по ссылке