Аналитическая информация
Методика оценки результативности программ дистанционного взаимодействия образовательной организации и семей воспитанников
в рамках проекта «Портал просвещения родителей «ЯКоРь» (Я - Компетентный Родитель)
Основная идея проекта
Разработка и реализация данного проекта продиктована актуальностью проблемы оказания помощи родителям дошкольников.
Разработанная в ходе опытно-экспериментальной работы комплексная программа дистанционного взаимодействия дошкольной организации и семей воспитанников, расположенная на образовательно-коммуникативном портале для родителей «ЯКоРь» (Я- Компетентный Родитель), включает в себя мониторинг изучения потребностей и запросов современной семьи, разработанные на основе мониторинговых результатов вариативные модульные подпрограммы сопровождения современной семьи, включая программы сопровождения семьи в процессе перехода ребенка на следующую ступень общего образования «Я иду в школу»; методические рекомендации по сопровождению семей,
в том числе семей с детьми ОВЗ в условиях виртуального образовательного пространства с использованием современного потенциала дистанционного взаимодействия с родителями.
Под сопровождением семьи мы понимаем феномен, включающий адаптацию и самоидентификацию семьи в области воспитания и развития ребенка. Адаптация здесь рассматривается как процесс взаимодействия между педагогами и семьей, в ходе которого осуществляется повышение педагогической культуры родителей, а самоидентификация как отождествление себя со статусом «ответственного родительства».
Нормативное и теоретическое обоснование программы дистанционного взаимодействия образовательной организации и семей воспитанников
В Национальном проекте «Образование», федеральном проекте «Поддержка семей, имеющих детей» на 2019-2024 годы, заложены показатели, направленные на создание условий для повышения компетентности родителей обучающихся в вопросах образования
и воспитания, где особый акцент сделан на:
- образовательную поддержку семей, имеющих детей в возрасте до трех лет путем предоставления в 2024 году не менее 20 млн. услуг психолого-педагогической, методической и консультативной помощи родителям (законным представителям) детей, а также гражданам, желающим принять на воспитание в свои семьи детей, оставшихся без попечения родителей;
- психолого-педагогическое сопровождение родителей, воспитывающих детей с особыми образовательными возможностями и особыми возможностями здоровья.
Среди поставленных задач проекта особое внимание уделяется созданию информационных просветительских порталов для родителей
и центров оказания информационной, методической, психолого-педагогической и консультационной помощи семьям, имеющим детей раннего и дошкольного возраста.
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года определяет, что одним из приоритетных направлений государственной политики является «признание определяющей роли семьи, соблюдение прав родителей, кооперации и сотрудничества субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных организаций) с целью совершенствования содержания
и условий воспитания подрастающего поколения России» (Распоряжение Правительства РФ от 29.05.2015 г. № 996-р). В документе подчеркивается необходимость создания в образовательных организациях условий для расширения возможности участия семьи
в воспитательной деятельности, условий для просвещения и консультирования родителей по вопросам семейного воспитания, активного участия родителей в обсуждении вопросов воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста, активизация лучших семейных воспитательных практик, практик организации семейного досуга. Ключевой идеей документа становится важность родительного просвещения и повышения педагогической компетентности родителей в области семейного воспитания и развития
В Федеральном проекте «Содействие занятости женщин - создание условий дошкольного образования для детей в возрасте до трех лет» (Куратор Т.А. Голикова, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации) акцент ставится не только на увеличение количества мест в детских садах для дошкольников раннего возраста и детей с ОВЗ, но и на консультирование и сопровождение родителей
в вопросах воспитания и развития детей в период нахождения в отпуске по уходу за ребенком. Приоритет ставится на сохранение идеи «ответственного родительства».
В соответствии с ФГОС ДО, требования к результатам освоения программ дошкольного образования и, соответственно, качеству подготовки обучающихся, представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. В последние годы особое внимание уделяется исследованию удовлетворенности родителей (законных представителей) качеством условий оказания образовательных услуг
в дошкольных образовательных учреждениях.
Воспитание и развитие ребенка с особыми потребностями, с ограниченными возможностями здоровья в большей степени осуществляется, безусловно, в семье. На становление личности ребенка оказывают влияние различные факторы, среди которых и характер детско-родительских отношений, и особенности самих родителей, в том числе - степень принятия ими особенностей своего ребенка,
и уровень педагогической культуры родителей. Сегодня в педагогической науке вопросам влияния семьи на развитие и становление ребенка с ограниченными возможностями здоровья посвящены многие исследования (Л.Н. Галигузова, С.Д. Забрамная, Е.А. Стребелева, В.В. Ткачева и мн. др.). Минимизация риска возникновения вторичных отклонений в развитии детей с ограниченными возможностями здоровья на фоне родительской гиперопеки, или, напротив, недостаточного внимания к проблемам ребенка, зависит от организации и реализации целенаправленного и адресного сопровождения семей. Очевидно, что успешность процесса социализации, развития и образования ребёнка
с ограниченными возможностями здоровья зависит от степени включенности родителей в процессы воспитания и обучения ребенка, от их психолого-педагогической подготовки силами специалистов. Специалисты по социальной работе, специальной педагогике подчеркивают самоценность семьи как социализирующего, развивающего ребенка с ОВЗ, механизма. Семья как основной институт социализации имеет значительный потенциал для социализации, реабилитации и развития ребёнка с особыми потребностями. Семейное окружение, семейные правила, традиции, семейный уклад быта, культуры, общения и т.д. способствуют социализации ребенка с ОВЗ при условии включения ребенка в систему семейного взаимодействия.
Критерии и показатели оценки результативности программ дистанционного взаимодействия образовательной организации и семей воспитанников
№ |
Критерии |
Показатели |
Индикаторы |
Способ оценивания |
1 |
Содержательный |
Качество содержания материалов программы |
Научная объективность / соответствие конкретному запросу родителей / актуальность содержания материала потребности родителей |
Экспертная оценка |
Оформление материалов |
Красочность, иллюстративность, грамотность, разнообразие форматов, читаемость текстов |
|||
Доступность и разнообразие материалов |
Понятный и доступный язык материалов / понятность (раскрытие) терминов / разные форматы (текст, видео. аудио, вебинар, консультация |
|||
Информативность |
Имеются гиперссылки / Имеются рекомендуемые источники для самостоятельной проработки / Достаточность информации / Достоверность и надежность информации |
|||
2 |
Навигационная работоспособность портала |
Оперативность |
Скорость поиска нужной информации / возможность хэштега / обновление информации |
Опрос пользователей, аналитика портала |
Удобность использования |
Претензии со стороны родителей педагогов / предложения по совершенствованию сайта / возможность технической поддержки / удобность навигации |
|||
Наполняемость сайта в соответствии с запросами |
Число запросов от родителей растет / не растет / не меняется / Вариативность запросов от родителей / Оперативность реагирования на запросы |
|||
Учет обратной связи |
Частота обращений к сайту растет /снижается/ не меняется / Оперативность реагирования на обращения |
|||
3 |
Удовлетворенность родителей (законных представителей) |
Отзывы родителей |
Положительные (отрицательные) отзывы / Эмоциональное отношение к продукту / Материалы вызывают интерес |
Анкетирование родителей |
Учет потребности |
Соответствие материалов запросам родителей / На каждый возникающий вопрос на сайте можно найти ответ / Возможность узнать новое / Наличие оперативной связи |
|||
Разрешение проблемы/ ответа на волнующий вопрос |
Число вопросов растет по мере изучения сайта / снижается / На сайте исчерпывающая информация по разным направлениям / На каждый вопрос можно получить индивидуальную консультацию |
|||
Наличие обратной связи |
Частота обращений растет / снижается / не меняется / Оперативность реагирования на обращения |
|||
4 |
Удовлетворенность педагогов |
Решение профессиональных задач взаимодействия с семьей |
Сайт помогает решать профессиональные задачи по взаимодействию с семьей / Сайт помогает найти решение профессиональной задаче / Сайт повышает компетентность самих педагогов / |
Анкетирование (опрос) педагогов |
Частота возникновения вопросов от родителей |
Работа сайта снизила число вопросов от родителей / увеличила / Вопросы от родителей стал разнообразнее / Дистанционное взаимодействие дает возможность группировать вопросы и ответы |
|||
Развитие педагогической компетентности родителей |
Сайт повышает педагогическую компетентность родителей / Сайт повышает педагогические знания родителей / Сайт обеспечивает желание самостоятельного развития родителям |
|||
Увеличение нагрузки и временных затрат педагога |
Работа с сайтом увеличила нагрузку / Работа с сайтом увеличила нагрузку и временные затраты только на начальном этапе наполнения / Работа с сайтом снизила нагрузку по взаимодействию с родителями |
Опрос экспертов
Уважаемые эксперты, просим оценить продукты экспериментально-исследовательского проекта ««Проектирование новых форматов сопровождения родителей воспитанников в дошкольных образовательных организациях»
Вам необходимо по каждому индикатору поставить соответствующий бал от 1 до 3.
Показатель |
Индикатор |
Экспертная оценка / баллы |
||
1 |
2 |
3 |
||
Качество содержания материалов программы на портале |
Научная объективность |
|||
Соответствие конкретному запросу родителей |
||||
Актуальность содержания материала потребности родителей |
||||
Оформление материалов |
Красочность |
|||
Иллюстративность |
||||
Читаемость текстов |
||||
Грамотность текстов |
||||
Разнообразие информационных форматов |
||||
Доступность и разнообразие материалов |
Понятный и доступный язык материалов |
|||
Понятность (раскрытие) специальных терминов |
||||
Разные форматы (текст, видео. аудио, вебинар, консультация, др.). |
||||
Информативность ресурсов |
Имеются гиперссылки |
|||
Имеются рекомендуемые источники для самостоятельной проработки |
||||
Достаточность информации |
||||
Достоверность и надежность информации |
Опрос родителей и педагогов – пользователей ресурса
Уважаемые эксперты, просим оценить продукты экспериментально-исследовательского проекта ««Проектирование новых форматов сопровождения родителей воспитанников в дошкольных образовательных организациях»
Вам необходимо по каждому индикатору поставить соответствующий бал от 1 до 3.
Показатель |
Индикатор |
Экспертная оценка / баллы |
||
1 |
2 |
3 |
||
Оперативность |
Скорость поиска нужной информации |
|||
Возможность хэштега |
||||
Обновление информации |
||||
Удобность использования |
Претензии со стороны родителей педагогов |
|||
Предложения по совершенствованию сайта |
||||
Возможность технической поддержки |
||||
Удобность навигации |
||||
Наполняемость в соответствии с запросами |
Число запросов растет |
|||
Число запросов не растет |
||||
Вариативность запросов |
||||
Оперативность реагирования |
||||
Учет обратной связи |
Частота обращений родителей к сайту растет |
|||
Частота обращений родителей к сайту снижается |
||||
Частота обращений родителей к сайту не меняется |
||||
Оперативность реагирования на обращения |
Опрос родителей - пользователей ресурса
Уважаемые родители, просим оценить продукты экспериментально-исследовательского проекта ««Проектирование новых форматов сопровождения родителей воспитанников в дошкольных образовательных организациях»
Вам необходимо по каждому индикатору поставить соответствующий бал от 1 до 3.
Показатель |
Индикатор |
Экспертная оценка / баллы |
||
1 |
2 |
3 |
||
Отзывы родителей |
Положительные отзывы Эмоциональное отношение к продукту |
|||
Отрицательные отзывы. |
||||
Эмоциональное отношение к продукту (нравится) |
||||
Материалы вызывают интерес |
||||
Учет потребности |
Соответствие материалов запросам родителей |
|||
На каждый возникающий вопрос на сайте можно найти ответ |
||||
Возможность узнать новое |
||||
Наличие оперативной связи |
||||
Разрешение проблемы/ ответа на волнующий вопрос |
Число вопросов растет по мере изучения сайта |
|||
Число запросов снижается по мере изучения сайта |
||||
На сайте исчерпывающая информация по разным направлениям |
||||
На каждый вопрос можно получить индивидуальную консультацию |
||||
Наличие обратной связи |
Частота обращений родителей к сайту растет |
|||
Частота обращений родителей к сайту снижается |
||||
Частота обращений родителей к сайту не меняется |
||||
Оперативность реагирования на обращения |
Опрос педагогов- пользователей ресурса
Уважаемые педагоги, просим оценить продукты экспериментально-исследовательского проекта ««Проектирование новых форматов сопровождения родителей воспитанников в дошкольных образовательных организациях»
Вам необходимо по каждому индикатору поставить соответствующий бал от 1 до 3.
Показатель |
Индикатор |
Экспертная оценка / баллы |
||
1 |
2 |
3 |
||
Решение профессиональных задач взаимодействия с семьей |
Сайт помогает решать профессиональные задачи по взаимодействию с семьей |
|||
Сайт помогает найти решение профессиональной задаче |
||||
Сайт повышает компетентность самих педагогов |
||||
Частота возникновения вопросов от родителей |
Работа сайта снизила число вопросов от родителей |
|||
Работа сайта увеличила число вопросов от родителей |
||||
Вопросы от родителей стал разнообразнее |
||||
Дистанционное взаимодействие дает возможность группировать вопросы и ответы |
||||
Развитие педагогической компетентности родителей |
Сайт повышает педагогическую компетентность родителей |
|||
Сайт повышает педагогические знания родителей |
||||
Сайт обеспечивает желание самостоятельного развития родителям |
||||
Увеличение нагрузки и временных затрат педагога |
Работа с сайтом увеличила нагрузку |
|||
Работа с сайтом увеличила нагрузку и временные затраты только на начальном этапе наполнения |
||||
Работа с сайтом снизила нагрузку по взаимодействию с родителями |
Отзывы родителей (законных представителей)- ознакомиться по ссылке